Родители начинают думать:
готов ли мой ребенок к школе?
хватит ли ему усидчивости?
что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?
обучать ли ребенка чтению?
в какую школу его отдать?
какую учебную программу выбрать?
Обнаружив, что ребенок что-то не может, начинают искать:
экспресс – студии по подготовке к школе,
группы по подготовке,
курсы по … и т.п.
Обычно
родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители
успокаиваются. Научат. Значит «наш» не хуже других будет. А у ребенка
начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все
«экспресс». Родитель срывается на ребенка ребёнок замыкается и
«ненавидит» идти в школу…
Что же делать?
Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».
Посмотрите на своего ребенка со стороны.
Почитайте «умные книги» (список прилагается).
Поиграйте с ребенком в «умные игры» (игры будут даны).
Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.
Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).
Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин). Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что).
Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах астр, георгинов, роз.
Постарайтесь дать понять ребенку следующее:
«Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».
Для ребенка «первый раз – в школу», все равно что для нас первый раз на
работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет,
а вдруг не поймут – тревога ожидания, настороженность и, если вдруг
действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет
нам?
Кто поможет нашему Ребенку? Только мы – родные люди.
Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день). Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его на обучение.
Обратите внимание:
К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может быть, и раньше), тогда не будет паники перед школой.
Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно её читать.
Желательно с самого рождения играть с ребенком в «умные игры» (игры Б.
Никитина, В. Красноухова, Зайцева, азбуки, домино, конструкторы и т.
д.). Они универсальны и развивают умения, навыки, качества, которые
необходимы в школе.
Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми
разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.
Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».
Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о
растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и
внимательно его слушаете – это еще один «плюс». Развиваются
любознательность, речь, умение слушать и пр.
Если Вы даете возможность высказаться ребенку по тому или иному вопросу
и стараетесь выслушать его до конца, то помогаете развиваться его речи,
его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе,
раскрепощению.
Если Вы
умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете
своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения,
рекламных шаблонов в речи, плохого зрения, недосыпания и многого
другого.
Если Вы вместе с
ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои
самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление,
воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
Если Вы стремитесь понять слезы и переживания Вашего ребенка, то
способствуете созданию более доверительных отношений между вами.
Если Ваш ребенок с удовольствием заботится о Ваших родителях, то Вы
воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына (дочь), и отца
(мать).
Если Ваш ребенок
не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими
руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое
видное место.
Если Ваш
ребенок стремится в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень
аккуратно, постарайтесь принять это и оценить это и оценить, так как Ваш
ребенок хотел помочь Вам как мог…
Все это и многое-многое другое – слагаемые успешного обучения Вашего ребенка в школе.
Старайтесь:
обойтись без «не»: не трогай – разобьешь, не делай – все равно не
получится, не беги – упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на
отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги
осторожно! Береги коленки!», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и
т.д.;
обойтись без
сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим
собой: «Вчера ты два слова прочел, сегодня уже три. Молодец!»;
не говорить о недостатках своего Ребенка другим людям в его
присутствии. Это только, кажется, что он чем-то занят и ничего не
слышит;
не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии;
не принимать «в лоб» все то, что написано в тетрадях - «подготовишках»:
«Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка,
его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте
многое нужно делать через игру.
Успехов Вам и Вашим детям!
|